Тогоева О.И. "ИСТИННАЯ ПРАВДА"
Языки средневекового правосудия

 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
 
Ломоносов: жизнь, творчество, эпоха
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая  

Тогоева О.И.
"ИСТИННАЯ ПРАВДА"
Языки средневекового правосудия
стр. 167

Сравнение Жанны д’Арк с библейскими героинями, безусловно, являлось одним из наиболее весомых аргументов в пользу ее миссии1. Как отмечает Дебора Фрайоли, ни одна другая средневековая провидица никогда таких сравнений не удостаивалась 67. Да и само снятие осады с Орлеана запомнилось надолго, а многими, как например Жоржем Шателеном, расценивалось как настоящее чудо68. Оно имело не только военное, но и политическое значение, поскольку доказывало законность притязаний Карла на французский престол69.

Существовал, однако, еще один план восприятия - символический, относящийся, скорее, не к реальным событиям, но к истории идей, поскольку тема осажденного врагами города всегда оставалась одной из важнейших в размышлениях средневековых историков, теологов и моралистов. И знакома она им была в первую очередь из Ветхого Завета. А потому из трех библейских героинь, с кем сравнивали Жанну д’Арк -Деборы, Есфири и Юдифи - наибольший интерес для нас представляет последняя, поскольку именно ее имя во все времена ассоциировалось не просто с военной победой, но со снятием осады с города. Для людей XV

в.,    как отмечает Пьер Дюпарк, Жанна стала новой Юдифью, а Орлеан -новой Ветулией, даже если гибель Талбота мало чем напоминала смерть Олоферна 70. Любопытно, что в некоторых откликах на события мая 1429

г.    , например, в «Хронике Турне», Жанна сравнивалась только с этой библейской героиней: «... в старые времена женщины, как Юдифь и другие, творили чудеса»2.

66    На протяжении XV-XVI вв. и далее сравнение с Деборой, Есфирью и Юдифью стало

практически общим местом в текстах, посвященных Жанне д’Арк. О них см. прежде всего:

th

Fraioli D. The Image of Joan of Arc in 15 -century French Literature (Ph.D., Siracuse University, march 1981); Bouzy O. Images bibliques a l’origine de l’image de Jeanne d’Arc // Images de Jeanne d’Arc. P. 237-242.

67    Fraioli D. The Literary Image of Joan of Arc: Prior Influences // Speculum. 1981. T. 56. № 4. P. 811- 830, здесь P. 814. См. также: Delaruelle E. La spiritualite de Jeanne d’Arc // Delaruelle E. La piete populaire au Moyen Age. Turin, 1975. P. 355-388; VauchezA. Jeanne d’Arc et le prophetisme

e    e

feminin des XIV et XV siecles // Jeanne d’Arc, une epoque, un rayonnement. Colloque d’histoire medievale, Orleans, octobre 1979. P., 1982. P.159-168.

68    Chastellain (i. Recollection des merveilles advenues de nostre temps // Quicherat J. Op. cit. T. IV. P. 90: “En France la tres belle, / Fleur de crestiente / Je veis une pucelle / Sourdre en auctorite / Qui fit lever le siege / D’Orleans en ses mains / Puis le roy par prodige / Mena sacrer a Reims”.

69    Beaune C. Naissance de la nation France. P., 1985. P. 183-186.

70    Duparc P. La delivrance d’Orleans et la mission de Jeanne d’Arc // Jeanne d’Arc, une epoque, un rayonnement. P. 153-158.

1

2

   Chronique de Tournai // Recueil des chroniques de Flandre / Ed. par J.-J.de Smet. Bruxelles,


  Предыдущая Первая Следующая  
 
 
 
 

Публикации сайта «Medievalist» разрешены для некоммерческого использования без ограничений, если иное не оговорено отдельно. Указывать сайт «Medievalist» как источник предоставленных материалов и размещать ссылку на него обязательно.